Спецслужбы взялись за «Википедию»

383534393На сайте «Каспаров.Ру» сегодня было опубликовано любопытное исследование на основании изучения материалов микроблога «Госправки», который опубликовал архив правок «Википедии», сделанных за последние десять лет с IP-адресов российских государственных структур. Как выяснилось, примерно с начала массовых протестов количество «идеологических» исправлений существенно увеличилось. Какие ведомства активнее всего участвовали в интернет-войне за самую популярную энциклопедию Интернета, каким государственным фигурам подправили биографию, а кому из оппозиционеров — подпортили, изучил корреспондент Каспаров.Ru Алексей Бачинский.

Лидирует по количеству правок в статьях о политиках Федеральная служба охраны, которой, судя по всему, »вверены» биографии членов «Единой России» и депутатов. И если среди изменений, внесенных, например, сотрудниками ВГТРК, преобладают подколы в адрес коллег и технические уточнения, то исправления ФСО часто куда радикальнее. Встречаются и заново переписанные биографии и вброс «компромата». Из статьи о Викторе Зубкове ФСО и вовсе убрало от греха подальше даже официальные цифры доходов сенатора и его супруги. Еще одно поле деятельности ведомства — тщательное выкорчевывание каких бы то ни было упоминаний о скандалах с участием крупных госчиновников. Вероятно, сотрудники госслужб уверены — люди не проверяют то, что прочли в «Википедии».

Один из чемпионов по количеству правок на странице о нем — предприниматель и депутат Госдумы V и VI созывов от партии «Единая Россия» Виктор Звагельский. Из статьи о нем вырезали абзац про драку его сына с помощником Генпрокурора Юрия Чайки в элитном фитнес-клубе, а также упоминание, что Звагельский был одним из основных спонсоров избирательной кампании «Единой России» осенью 2011 года.

Но главное, из материала о нем вычистили все, что намекало на наличие у него ликеро-водочного бизнеса, а также возможное участие Звагельского в крепкоалкогольном лобби в Госдуме. Депутат известен инициативами против легкого алкоголя и энергетических напитков. Многие журналисты и эксперты уверены, что ужесточение законодательства в этой сфере играет на руку водочным магнатам. Упоминания об этом неоднократно удалялись в 2012-2013 годах, но сейчас их вернули в статью.

Стертой из материала оказалась также значительная часть жизни Звагельского до Госдумы (с 1985 до 1998 года), связанная опять же с водочным бизнесом, на криминальную составляющую которого намекал автор статьи, ссылаясь на расследования в СМИ.

Невозможно узнать, была ли в этом доля иронии, но место подчищенных фактов заняла информация, что депутат возглавляет Подкомитет по государственному регулированию подакцизных товаров и рекламной деятельности и Экспертный совет по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей продукции и пива.

Пропали из статьи и упоминания о возможно имеющейся у депутата незадекларированной собственности, о которой писала The Moscow Post. По информации издания, среди нее, например, дом площадью 425 кв. метров, расположенный в поселке Горки-10.

Еще один безусловный рекордсмен по количеству подтяжек его «медиалица» в «Википедии» — депутат III, IV, V и VI созывов от «Единой России» Андрей Исаев. Сотрудники ФСО добавили в материал о нем сведения о разнообразных научных и государственных регалиях депутата, перечислили большое количество подписанных его именем научных работ. Они же аккуратно убрали информацию, что жена депутата Андрея Исаева является не только редактором издательства «Настя и Никита», но и его владельцем.

Кроме того, в статью регулярно добавлялись новые положительные детали. Например вместо короткого упоминания о том, что у него есть дети, появилась запись, что сын Исаева — студент факультета Международной журналистики МГИМО.

Но ситуация изменилась после знаменитого дебоша депутата на борту самолета. После него из странички об Исаеве «внезапно» исчезла информация, что он Первый заместитель секретаря президиума генерального совета партии «Единая Россия» и член бюро высшего совета «Единой России».

Ряд статей не просто слегка подправлялись ФСО, а чуть ли ни полностью переделывались. Серьезную чистку пережила страница о Ирине Яровой.

Исчезла информация о том, как радикально менялись взгляды депутата за ее карьеру. Сотрудники ФСО убрали упоминание о ее некогда демократических взглядах и критике власти. От читателей «Википедии» попробовали скрыть и то, что ранее Яровая осуждала практику перехода депутатов из одной партии в другую. Зато добавилась информация о ее активной поддержке инициатив «Единой России», правительства и Путина.

Минимизирована оказалась информация о временах членства Яровой в «Яблоке». К слову, это не единственный такой пример: из статьи про депутата Ивана Грачева данные, что когда-то он избирался членом Центрального совета «Яблока» и вовсе пропали, как пропало из статьи о Алексее Улюкаеве упоминание о работе в Политсовете «Демвыбора».

Растворились с легкой руки ФСО и все намеки на возможное участие Яровой в лоббировании интересов крупного бизнеса. В частности, упоминание о том, что она с депутатом Звагельским выступала за ужесточение законодательного регулирования в сфере распространения слабоалкогольных и энергетических напитков, что некоторые журналисты и эксперты связывали с лоббированием интересов водочных магнатов. Вместе с ним «цензуру» не прошли и предположения, что Яровая может курировать интересы «Газпром-Медиа».

Убраны из материала оказались и все резкие реплики Яровой о критиках одного из ее детищ — «закона об иностранных агентах». Исчезли слова о «либеральном галдеже» и «троянских конях», которые «стремятся не выглядеть теми, кто они есть на самом деле». Зато выпады в адрес оппозиции авторы в материале оставили — видимо, они оказались актуальны в пик активной борьбы властей с нараставшим протестным движением.

Кроме того, благодаря ФСО из абзаца о муже Яровой исчезла информация про его бизнес, в частности владение одним из камчатских рыбных заводов, а также намеки на возможную криминальную составляющую этого бизнеса.

Не меньше правок пережила и статья про Павла Астахова, причем сразу от двух ведомств — ФСО и Главного научно-технического вычислительного центра управления делами президента.

Совершенно новое освещение после правки ФСО получил фрагмент о помощи обмундсмена 16-летнему Антону Батракову. В 2010 году подросток был усыновлен в Чувашии американской семьей, но через год попал в Америке в колонию для несовершеннолетних по обвинению в сексуальных домогательствах в отношении детей двух, трех и восьми лет. Все упоминания о том, что подросток попал в тюрьму по делу о педофилии, из материала были убраны.

От греха подальше сотрудники ГлавНИВЦ управления делами президента убрали из материала об Астахове фразу о том, что политик проявлял «некоторую конъюнктурность». Однако упоминание о том, что когда-то ярый сторонник Путина критиковал его и говорил о «тотальном попрании прав человека в России» оставили.

Другие оценки в статье тоже были тщательно искоренены. Неизвестный автор писал: «Уполномоченный нередко вмешивается в расследование чрезвычайных происшествий с детьми в России, если они приобретают общественный резонанс». Сотрудники ГлавНИВЦ управления делами Президента безжалостно убрали портящее портрет «если». Некорректным им показалось и упоминание, что оба сына политика работают в его аппарате.

Существенно сокращен был фрагмент о работе Астахова в качестве адвоката с Эдмондом Поупом и бывшим главой Волгогорада Евгением Ищенко. Вовсе исчез раздел про работу с бывшим медиамагнатом Михаилом Гусинским. Целиком переписан сотрудниками ФСО раздел про международное усыновление. Если изначально в нем были представлены обе возможные точки зрения на вопрос, то во второй версии, которая, впрочем, не стала меньше по объему, международное усыновление подано в исключительно отрицательном ключе. Вычеркнут, в частности, аргумент, что этот вид усыновления «является неотменимым условием Конвенции о правах ребенка, которую Россия подписала и ратифицировала в 1990 году».

Изменен вектор подачи еще одной ключевой для Астахова темы — уменьшения возраста, с которого малолетний преступник может подвергнуться уголовному наказанию в случае совершения особо тяжких преступлений. Позиция Астахова из статьи пропала, как и примеры особо жестоких преступлений, совершенных детьми.

Благодаря ГлавНИВЦ управления делами президента в статье про Астахова появилось упоминание о совместной работе с Генри Резником и об отказе продолжать работать с основательницей крупной пирамиды Валентиной Соловьевой, а также длинный список знаменитостей, которых адвокат защищал.

Благодаря ФСО был «смягчен» фрагмент о ДТП с участием сына политика. Информации о том, что сын Астахова получил минимальное наказание за вождение в нетрезвом виде, преобразилась во фразу, что наказание он получил за отказ пройти медосвидетельствование.

Немало исправлений пережила и статья о Игоре Руденском. В статье о депутате Госдумы III-VI созывов были последовательно отредактированы, а затем и вовсе удалены все ссылки на расследование фонда Алексея Навального, согласно которому Руденский пользуется незадекларированным участком в дачном кооперативе «Сосны» на берегу реки Истры. Исчезла ссылка и на статью «Известий» о том, что политик, по их сведениям, является табачным лоббистом.

Усилиями ФСО ссылки на разнообразные расследования об имуществе депутатов пропадали и из других статей. Так, со страницы о Дмитрии Рогозине исчезла ссылка на расследование РПР-Парнас о неуплате политиком налогов и появилась информация о регалиях его прадеда-полицмейстера Москвы.

Со страницы о депутате Госдумы Алексее Кнышове ФСО были убраны все обвинения в незаконной предпринимательской деятельности и сокрытии доходов, а также ссылки на расследование Ильи Пономарева и Дмитрия Гудкова. В частности, они настаивали, что у Кнышова есть незадекларированное жилье в США стоимостью свыше миллиона долларов, а кроме того, в Словакии он входит в список соучредителей компании Inbister s.r.o., которая не указана в официальной декларации депутата о доходах. Под раздачу попал и факт, что в рейтинге доходов чиновников русского издания журнала Forbes за 2012 год Алексей Кнышов занимал 61-е место.

Из статьи про бывшего председателя законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадима Тюльпанова по воле неизвестного сотрудника ФСО исчезла информация о нестыковках между тем, что сенатор говорит о своих доходах и тем, что указывает в декларациях. От читателей «Википедии» ФСО попыталось скрыть, что Тюльпанов в одном из интервью рассказал о зарплате «всего на 700 тысяч меньше, чем губернатор», хотя из информации на сайте Заксобрания Петербурга следует, что его доход выше губернаторского на 200 тысяч. Почему-то пропала и информация о дачном участке в Ленинградской области площадью 15 соток.

Стерли из «Википедии» и упоминание об акции коммунистов, пытавшихся устыдить «бедного» чиновника. Благодаря сотрудникам ФСО политик лишился и титула «эпатажного и скандально известного».

Сотрудников ФСО интересуют не только ссылки на антикоррупционные расследования. Удаляют они и упоминания о расследованиях «Диссернета».

Однако в статье о сенаторе Андрее Клишасе обнаружились следы саботажа со стороны неизвестного сотрудника ФСО. Виной тому личные трения или что-то другое, но в материале о члене Совфеда в какой-то момент ссылка на исследование его диссертации «Диссернетом» не исчезла, а наоборот, возникла.

Впрочем сенатору не всегда так не везло. До этого в материал о нем планомерно добавляли ссылки на регалии, а выводы расследований о его незадекларированном имуществе убирали. По количеству правок эта страница — еще один рекордсмен. Пережила она и довольно забавные изменения. Так, неизвестный пользователь «Википедии» ехидно отметил, что ряд законодательных инициатив, предложенных сенатором, «пришелся по душе президенту», и по одному из законопроектов имеющие двойное гражданство должны направлять уведомление в ФМС, а «ослушники должны быть привлечены к ответственности в виде исправительных работ». Вместо этих ироничных фраз с легкой руки ФСО появились нейтральные «были поддержаны президентом», «нарушители» и «обязательные работы».

По всей видимости, не переносят депутаты или их «ангелы-хранители» из ФСО, чтобы кто-то вспоминал, как законодатели сели в лужу. Так, из статьи про ветерана спецслежб, а ныне депутата Госдумы уже трех созывов подряд от «Единой России» Отари Аршба пропала не только информация о том, что у него есть личные охранники, но и пересказ произошедшего с ним нелепого случая. Депутат известил губернатора Свердловской области телеграммой о том, что он не сможет присутствовать на оглашении бюджетного послания, но перепутал нынешнего главу региона с прежним.

Другие «неуместные детали» вымарываются из статей так же решительно. Из материала про Григория Рапоту сотрудник ФСО убрал упоминание о том, что он проработал в должности полномочного представителя президента до 2011 года, т. е. До 67 лет, хотя на тот момент максимальный возраст госслужащих, даже с учетом его возможного повышения в определенных случаях составлял 65 лет.

В свою очередь, радикальную переработку пережила и информация о том, что однажды принадлежащий госслужащему автомобиль люкс-класса двигался по встречной полосе без спецсигналов и в результате был заблокирован возмущенными людьми. Сотрудники ФСО дописали, что эти данные официально опровергнуты в публикации РИА «Новости», а автомобиль, несмотря на госномер, не закреплен ни за одним государственным чиновником.

Почти таким же вниманием ФСО, как депутаты и сенаторы из «Единой России» пользуются члены ЛДПР.

К статье про депутата от ЛДПР четырех созывов Леонида Слуцкого добавили, что он доктор экономических наук и заведующий кафедрой международных отношений МЭСИ, активно способствовал возвращению собственности, принадлежащей Русской православной церкви в Эстонии и вообще «много внимания уделяет положению русскоязычного населения в странах Балтии».

При этом из статьи были удалены фразы о якобы еврейском происхождении Слуцкого и его детище — законопроекте об упрощенной процедуре получения российского гражданства. Подчищена и информация о приземлении депутата на вертолете на территории Троице-Сергиевой лавры. Опущено и красноречивое описания редакции граждан: «Вызвал немалое удивление, переросшее в возмущение у прихожан и работников храма».

Из статьи о «жириновце» Яне Зелинском ФСО вычистило упоминания о приключившемся с ним конфузе — в приложении к пояснительной записке к разработанному им законопроекту «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О Государственном языке Российской Федерации» оказалось около 20 грамматических, стилистических и пунктуационных ошибок. Напомним, депутат этим документом намеревался запретить мигрантам общаться на иностранных языках во время работы. Не понравилось законодателю, что они «подчастую не владеют знанием русского языка». При этом многочисленными регалиями он также обделен не был.

О своем начальнике, в свою очередь, позаботились работники Следственного комитета России. Из материала об Александре Бастрыкине вполне предсказуемо исчезла информация о возможном наличии у него чешского вида на жительство и его участии в управлении чешской кампанией.

Это ведомство вообще не так часто правит статьи «Википедии» и, если это статьи о политических деятелях, то, скорее всего, именно из СК. Из статьи про руководителя управления взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета Владимира Маркина представители ведомства несколько разубирали упоминания о том, что его юридический диплом был признан недействительным в связи с выявлением массы нарушений в оконченном им вузе (потом легальность диплому вернули). Правда, стоило сотрудникам ведомства убрать информацию о злосчастном дипломе, как пользователи ее вновь добавляли, так что СК приходилось вновь и вновь возвращаться к этой битве, попутно убирая информацию о войне ведомств — конфликте между СК и Генпрокуратурой, с которым связывали проблемы Маркина с дипломом.

Но простым затиранием отрицательных деталей правщики не ограничились, добавив к статье еще и обширный хвалебный комментарий, посвященный результатам работы Маркина в качестве пресс-секретаря СК. Из-за нее, по словам автора из ФСО, «существенно возросла содержательность и объективность появляющихся в прессе материалов о работе следственных органов Следственного комитета Российской Федерации».

Судя по некоторым правкам, у ответственных за них иногда случаются душевные метания на работе. Курьезом выглядит добавление к статье про бывшего посла США в России Майкла Макфола своеобразного крика души. «Однако довольно странно, что власти США назначили на столь высокий дипломатический пост человека, не обладающего такими навыками», — написал неизвестный сотрудник ФСО после перечисления необходимых послу качеств, но уже через пару минут свою фразу удалил.

Зато в случае представителей протестного движения душевных конфликтов не наблюдается — здесь все изменения биографию не красят, а портят. Правда, стоит отметить, материалы об оппозиции или номинальной оппозиции сотрудники госструктур правят куда реже, чем о своих коллегах, и такие правки больше напоминают личную, а не государственную инициативу.

Сотрудники Научно-исследовательского центра информатики при МИД добавили в статью про известную своей критикой путинского режима писательницу Людмилу Улицкую следующий текст: «Людмила Улицкая в своем детском проекте «Другой, другие, о других» занимается пропагандой гомосексуализма, педофилии и инцеста». Появился он был в разгар антигейской истерии в СМИ, за пару месяцев до того, как прокуратура начала проверять на предмет пропаганды гомосексуализма книги из цикла «Детский проект», куратором которого выступала Улицкая.

В статье о Михаиле Прохорове благодаря усилиям неизвестного сотрудника ФСО появился лаконичный по содержанию раздел «Во главе Союза биатлонистов России», главной мыслью которого было, что Прохоров «полностью развалил отечественный биатлон».

Писатель и историк Второй Мировой войны, критиковавший политику Иосифа Сталина и подписавший письмо «Путин должен уйти» Виктор Суворов также попал под огонь ФСО. В изначальной редакции его биографии говорилось, что он бывший сотрудник легальной резидентуры ГРУ СССР в Женеве, в 1978 бежал в Великобританию, и, с его собственных слов, был заочно приговорен в СССР к смертной казни. После работы ФСО вместо последней фразы возникло короткое замечание, напоминающая приговор: «Предатель, был заочно приговорен в СССР к смертной казни».

В свою очередь, в статье о депутате Законодательного собрания Приморского края от КПРФ Артеме Самсонове появилась фраза о том, что он первый в мире депутат-эксгибиционист. При переходе на приведенные ссылки выясняется, что комиссия по этике местного заксобрания однажды вынесла ему порицание за то, что депутат выложил в «ЖЖ» фото, где он на пляже Таиланда стоит обнаженным, прикрывшись плавательной маской.

Судя по IP-адресу, с которого произведена правка, авторы фразы о депутате-эксгибиционисте — сотрудники приморской прокуратуры. Сложно сказать однозначно, почему кто-то решил насолить Самсонову, но, надо сказать, такие «ложки дегтя» от силовых ведомств появляются только на страничках о людях, замеченных в протестной активности. Вот и Самсонов участвовал и бывал задержан во время «Стратегии-31», организовывал митинги против «Единой России».

Полностью материал расследования читайте на «Каспаров.Ру».

От редакции «Новости России»

Дело не в том, что каждый политик стремится выглядеть с самой лучшей стороны. Смущает другое.

И вот на это идут деньги налогоплательщиков?

Мы в некотором недоумении. Нам это кажется странным…

Поддержать проект:

PayPal:

Webmoney (рубли): R426908583431

Webmoney (доллары): Z153314657869

Метки текущей записи:

, , ,
 

 

Статья прочитана 146 раз(a).
 

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Спецслужбы взялись за «Википедию»"

Войти, чтобы написать отзыв.

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Бизнес-публикации

Читать нас

Связаться с нами

Вы можете отправить нам сообщение, воспользовавшись формой на странице Обратная связь