Игорь Эйдман. Почему я не русофоб

556225_334327046630281_1671450855_n (15)Многие убеждены: Путину и его режиму нет альтернативы, именно такая система и такой президент наиболее органичны для России. Парадоксально, но в этом сходятся и русофобы и путино (и русо) филы.

Однако все не так просто. Действительно, путинский режим - естественное продолжение российской истории, но только одной из ее стратегических линий. На протяжении последних веков в России сосуществуют две противоположные исторические традиции: имперско-авторитарная и демократическая. Имперский проект, опирающийся на мощную государственную бюрократию: царскую (самодержавие), советскую (сталинизм) или путинскую (современная Россия), сталкивается с сопротивлением (зачастую пассивным) с одной стороны демократической интеллигенции, а с другой - стихийно анархистски настроенных социальных низов. Эта вторая, демократическая традиция тоже имеет глубокие исторические корни в России, где интеллигенция традиционно противостоит диктатуре и бесправию, а народные массы («мужики», «работяги») ненавидят любую власть и начальство.

Я категорически не приемлю имперскую, авторитарно-бюрократическую традицию, связанный с ней клерикализм и урапатриотизм. Мне отвратительна империя попов (в том числе и коммунистических) и чиновников, продажных полицейских и алчных начальников, менявшая названия, но не суть, в царское, советское и путинское время. Тем большее уважение, симпатию и благожелательный интерес я испытываю к русскому освободительному движению, включающему разные, порой противоположные направления (от либералов до анархистов, от земцев до революционеров): к Радищеву и Новикову, декабристам и молодому Пушкину, Герцену и Бакунину, Толстому и Кропоткину, народникам и народовольцам, земскому либеральному движению, русским анархистам и эсерам начала века, антисталинской оппозиции 20-х-30-х годов, диссидентам 60-80-х, неформалам времени Перестройки, сегодняшним несогласным и «белоленточникам». Это не значит, что я сочувствую всем их идеям. Для меня главное, что все они противостояли отвратительному монстру авторитарного государства. Поэтому я уважаю их и они мне интересны. Я считаю, что за продолжением этой демократической, освободительной традиции - будущее России.

Большевики вышли из освободительного демократического движения, но придя к власти, возродили худшие авторитарно-бюрократические имперские традиции. Тем не менее, само это движение не ответственно за то, что натворили вышедшие из него ренегаты.

Сегодня освободительное движение продолжается и оно включает тот же круг идей, что и полтора века назад: антиавторитаризм, антиклерикализм, антибюрократизм, антиимпериализм, требование политических и интеллектуальных свобод, борьба за формирование демократического правового общества, основанного на самоуправлении и самоорганизации граждан.

Крах очередного витка имперской экспансии обычно заканчивается в России активизацией демократических антиавторитарных настроений в обществе. Так было в результате поражения в Крымской, Русско-японской, неудач в Первой мировой, в Холодной войне. Тогда в рамках освободительного движения формировался союз либеральной интеллектуальной элиты и анархически настроенных низов. Именно он дважды в истории России, в феврале 1917-го и в августе 1991-го года приводил к свержению диктатуры. Уверен, так же будет и сейчас, после неизбежного краха путинской неоимперской авантюры.

Однако такая победа будет прочной только в случае, если оппозиционной интеллигенции удастся сформулировать программу, способную обеспечить демократии поддержку социально-обделенного большинства населения (как произошло в освобожденной от нацизма Германии после формирования социального рыночного хозяйства). Для этого образ будущей постпутинской России должен соответствовать не только чаяниям либеральной интеллигенции, но и «простых» россиян, стремящихся к социальной справедливости, ненавидящих жестокую коррумпированную полицию, продажных бюрократов и зажравшихся олигархов. Современное освободительное движение «страшно далеко от народа», потому что пока не сумело предложить ему такой образа общества.

Россия - европейская по культуре страна с богатейшей традицией освободительной борьбы . Демократические перемены реальны, а нынешний режим слишком опасен для мира и безрассуден, чтобы продержаться долго.

Игорь Эйдман.

Поддержать проект:

PayPal:

Webmoney (рубли): R426908583431

Webmoney (доллары): Z153314657869

Метки текущей записи:

,
 

 

Статья прочитана 40 раз(a).
 

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Игорь Эйдман. Почему я не русофоб"

Войти, чтобы написать отзыв.

Последние Твитты

Архивы

Наши партнеры

Бизнес-публикации

Читать нас

Связаться с нами

Вы можете отправить нам сообщение, воспользовавшись формой на странице Обратная связь